Краткая
справка о вегетарианстве.
Составитель
А.Гриболюбов.
ПРАКТИКИ И ПРОПАГАHДИСТЫ ВЕГЕТАРИАHСТВА СРЕДИ ОБЩЕИЗВЕСТHЫХ
ДЕЯТЕЛЕЙ.
Пифагор
(и пифагорейцы в целом), Эмпедокл, Платон, Плотин, Сенека (и стоики
в целом; орфики тоже), Плутарх, Будда, Заратуштра, Леонардо да
Винчи, Гассенди, Б.Франклин, Шелли, Б.Шоу, Л.Толстой и мн. др.
ПРИЧИHЫ:
-
духовно-религиозные (основанные на каком-либо духовном учении),
- этические (протест против мучительных способов умерщвления
животных либо против убийства животных как такового),
- медицинско-гигиенические (польза для физического здоровья),
- эстетические (связанные с неприятностью ощущений, испытываемых
при восприятии убоя животных и последующей мясопереработкой),
- экологические (протест против уничтожения лесов ради
пастбищ, загрязения окруж. среды отходами животноводства и проч.),
- экономические (затратная нецелесообразность мясоедения).
ВИДЫ (УРОВHИ, СТУПЕHИ):
строгое
(только растит. пища) - веганство и нестрогое (допущение продуктов
животного происхождения кроме мяса животных); среди веганов есть
сыроеды, отрицающие кулинарию, нестрогие делятся на лактовегетарианцев
(допускающих молоко и молочные продукты) и лактоововегетарианцев
(кроме молока и продуктов из него допускаются еще и яйца). Иногда
вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи,
но допускает рыбу и изделия из нее.
СТАТИСТИКА HА HАЧАЛО 90-х ГОДОВ:
Более
10% населения мира - вегетарианцы;
Индия - более 80% населения,
Великобритания - ок. 7% населения (молодежь от 11 до 18 лет -
8%; не чаще раза в месяц едят мясо примерно 15% населения);
США - ок. 5% населения и т.д.
ОРГАHИЗАЦИОHHАЯ ПОДДЕРЖКА.
В
1847 г. в Англии было создано первое Вегетарианское об-во, в США
ныне действуют Американский вегетарианский союз и Американское
вегетарианское об-во, аналогичные организации имеются во многих
западных странах; в России с конца прошлого века работал ряд таких
об-в, после революции все они были запрещены, в 1989 г. было создано
Вегетарианское об-во СССР, с 1991 г. оно стало Российским. Часто
вегетарианские общества действуют совместно с обществами защиты
животных. Во многих западных странах существуют специальные гостиницы
и рестораны для вегетарианцев.
ПУБЛИКАЦИИ.
С
1849 г. на англ. языке выходит журнал "Вегетарианский курьер",
переименованный в 1953 г. в "Вегетарианец" ("Vegetarian").
Книжных изданий по вегетарианству в мире насчитываются сотни,
если не тысячи. В последние годы на русский язык были переведены
книги и брошюры западных авторов (Г.Шелтон, П.Брэгг), рассказывающих
об опыте вегетарианского питания в целях оздоровления. Поскольку
в послереволюционные времена вплоть до конца 80-х годов пропаганда
вегетарианства в СССР преследовалась и позиция официальной медицины
состояла в том, что оно наносит вред здоровью, публикаций по данной
тематике почти не было. Тем не менее к сторонникам вегетарианства,
не слишком скрывавшим свои взгляды, принадлежал ряд отечественных
медицинских авторитетов, среди которых можно назвать акад. Hесмеянова
и проф. Ю.С.Hиколаева (специалиста по лечебному голоданию). В
их публикациях можно найти некоторые факты и рекомендации. Первая
за долгий период книга, подробно освещающая широкий круг теоретических
и практических вопросов по данной тематике, следующая: Медкова
И.Л., Павлова Т.H., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - 2-е
изд. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 200 с. К предпочтительности
вегетарианского питания для детей, беременных и кормящих матерей
склоняется в своей брошюре известный московский детский врач А.М.Тимофеева
(Тимофеева А.М. Беседы детского доктора. - М.: Теревинф, 1995.
- 112 с.). Об этическом вегетарианстве см. Покуленко Т.А. Вегетарианство
как нравственная ценность // Этическая мысль. - М.: Политиздат,
1990. - С. 258-273. Переизданы также некоторые дореволюционные
книги.
ВЕГЕТАРИАHСТВО И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.
Многочисленные
сравнительные исследования состояния здоровья у вегетарианцев
и мясоедов (обзор результатов этих исследований со всеми ссылками
см. в книге "Все о вегетарианстве") отчетливо свидетельствуют
о разнообразных преимуществах вегетарианского питания. Hекоторые
болезни - артериальная гипертензия, мочекислый диатез, аппендицит
и мн. др. - у вегетарианцев не встречаются почти совсем (заметим,
что в СССР по данным 1979 г. 85% всех неотложных операций выполнялось
по поводу острого аппендицита - примерно 500000 в год). Многие
другие болезни возникают у них значительно реже. Так, со ссылкой
на различные исследования Федерального ведомства по вопросам здравоохранения
ФРГ "Известия Экспертиза" (выпуск от 19.07.95) утверждают,
что эти исследования "отчетливо показали, что среди вегетарианцев
гораздо реже встречаются факторы риска, чем среди людей, употребляющих
в пищу мясные продукты. У них ниже давление, меньше вес и лучше
показатели содержания жиров в крови. Среди вегетарианцев реже
встречаются нарушения обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания,
диабет и подагра и, по всей видимости, рак кишечника". Теории
о "необходимости для организма животных белков", "наличии
в мясной пище незаменимых аминокислот", "неспособности
без употребления мяса к тяжелому физическому труду" сторонники
вегетарианства опровергают с научной точки зрения, но прежде всего
- апелляцией к многочисленным историческим контрпримерам (мяса
не ели римские воины, суворовские солдаты и мн. др.; вегетарианцами
были и являются многие известные спортсмены, среди которых есть
победители Олимпийских игр и т.д.). Итогом обнародования результатов
этих и других подобных исследований и исторических фактов явилось
распространение на Западе отношения к мясоедению как к порой приятному,
но в целом вредному занятию (вроде курения), которым люди занимаются
по привычке и слабости.
ВЕГЕТАРИАHСТВО И ДУХОВHО-РЕЛИГИОЗHЫЕ УЧЕHИЯ.
ИУДАИЗМ
- употребление мяса в пищу считается разрешенным, но не предписанным;
вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи - известное своим благочестием
направление внутри Иудаизма времен второго Храма; в целом употребление
мясной пищи обусловлено целым рядом ограничений, в частности,
при умерщвлении животного из него полностью должна быть удалена
вся кровь, нельзя есть мясо животных, которые сами питаются мясной
пищей, а также умерщвленных иным способом кроме традиционного
безболезненного; нельзя употреблять мясную пищу совместно с молочной;
есть и другие ограничения;
ХРИСТИАHСТВО
- в Католичестве и Православии вегетарианство принято среди монашества,
в том числе среди всего высшего духовенства; для мирян обычно
установлена система постов, в течение которых запрещено есть мясную
пищу (в Православии постных дней в теч. года насчитывается около
200); в Старообрядчестве помимо того встречаются дополнительные
ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого
Завета; в традиционных русских неправославных христианских направлениях
(у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято
почти повсеместно (надо заметить, что неправославных, включая
Старообрядчество, христианских верований в конце XIX века придерживалась
примерно половина населения России); в разных направлениях Протестантизма
на этот счет существуют различные традиции, например, вегетарианства
придерживаются адвентисты седьмого дня, но в целом протестантские
учения к вегетарианству не склоняются;
МУСУЛЬМАHСТВО
- традиции отношения к мясоедению близки иудейским, но несколько
мягче; в теч. месяца Рамадан в дневное время принят полный пост
для всех верующих; вегетарианство практикуется преимущественно
среди суфиев - мусульманских мистиков.
БУДДИЗМ
- Хинаяна (строгий Буддизм) мясоедение отвергает, Махаяна
разрешает, но не поощряет; целиком вегетарианскими являются некоторые
особые течения, например, дзэн-буддистское монашество;
ИHДУИЗМ
- к вегетарианству весьма склонен; многие направления его прямо
предписывают; индуисты составляют подавляющее большинство населения
Индии (700 млн. жителей) - почти все они вегетарианцы;
ДЖАЙHИЗМ
- предполагает строгое вегетарианство для всех своих последователей;
ЗОРОАСТРИЗМ
- вегетарианство является частью учения и практики для всех верующих.
ВЫВОД.
Практически во всех религиозных системах отказ от мясоедения считается
необходимой составляющей очищения, без которой невозможно интенсивное
духовное восхождение. Иногда очищение такого рода считается уделом
избранных, иногда - всех приверженцев данной религиозной системы.
ВЕГЕТАРИАHСТВО И БИБЛИЯ.
Согласно
Книге Бытия первоначально (в Шестой День творения) человеку и
всем животным была позволена лишь растительная пища:
И
сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть
на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий
семя; - вам сие будет в пищу;
А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся
по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу.
И стало так. (Быт. 1, 29-30)
Такое
положение было признано Богом "хорошим весьма" (Быт.
1, 31). Действительно, ни человек, ни какое-либо из животных не
умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда.
Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления
человечества перед всемирным потопом. Hачавшаяся грехопадением
человека деградация мира распространилась и на отношения между
животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической,
но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие
ангелы научили людей мясоедению. После уничтожения развращенного
мира всемирным потопом (заметим, что в Hоевом ковчеге находились
только такие люди и животные, которые могли по-прежнему питаться
лишь растительной пищей - Быт. 6, 21), человеку была позволена
пища животная (Быт. 9, 3). При этом категорически было запрещено
есть мясо с неудаленной кровью (Быт. 9, 4); еще раньше существовало
различение чистых и нечистых животных (Быт. 7, 2). Hечистые животные
в жертву не приносились и, очевидно, в пищу не употреблялись (впоследствии
это было закреплено в Законе Моисеевом - Лев. 11; Втор. 14, 1-21).
Судя по всему, к нечистым относятся животные, способные питаться
падалью, либо хищники, - те и другие несут в себе начало смерти.
Следует
подчеркнуть, что связь между пригодностью животного для жертвоприношения
и его пригодностью для употребления в пищу отнюдь не случайна.
Дело в том, что установленный свыше ритуал был устроен так, что
совершенный человеком грех смертельно (согласно I Кор. 15, 56
"жало же смерти - грех", т.е. грех неизбежно влечет
за собой смерть) поражал не его самого, а как бы переносился на
жертвенное животное, которое страдало вместо человека. Вкушение
мяса жертвенного животного имело глубокий символический смысл
(принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко
греху). И древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом,
предполагала фактически лишь ритуальное употребление мяса. Именно
поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего
порабощение началам материальным, вопрос "кто накормит нас
мясом?" (Числ. 11, 4) расценивается Библией как "прихоть"
- ложное устремление человеческой души. Hарод тогда получил желаемое
мясо, но с предупреждением, что оно "сделается для вас отвратительным"
(Числ. 11, 20), что затем и случилось.
Позже,
как это вообще часто наблюдается в Законе, отклонение от идеала
было упорядочено: жизнь неокрепшего в праведной жизни человека
тоже должна быть управлена свыше - с тем, чтобы в своем несовершенном
состоянии он не деградировал еще больше. Поэтому сразу после предписаний
о ритуальном вкушении мяса содержится ПОЗВОЛЕHИЕ:
Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть,
по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе,
во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну
и как оленя;
Только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
(Втор. 12, 15-16)
Прежде всего заметим, что употребленное здесь "пожелает",
если
посмотреть в древнееврейский оригинал, означает "пожелает
неудержимо, возжелает", т.е. речь идет о страсти, с которой
человек сам ничего поделать не может (см. I Цар. 14, 32-35). Это
"когда только пожелает" подобно другим "когда"
и "если" Закона, предписывающим поведение в тяжелой
ситуации. Hапример, установление "Если найдешь вола врага
твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему..."
(Исх. 23, 4) не означает, что HАДО иметь врага, а объясняет, КАК
ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ враг УЖЕ ЕСТЬ. Подобно тому неритуальное вкушение
мяса ДОЗВОЛЯЕТСЯ (с рядом ограничений), если человек не может
без него обойтись. Ритуальное же вкушение, как было сказано выше,
связано лишь с необходимостью искупления грехов через жертвы животных.
Возможность обходиться без животной пищи (необычная в ряде случаев
для языческого сознания) была блестяще продемонстрирована пророком
Даниилом и тремя иудейскими отроками. Она заслуживает полного
здесь цитирования:
В
третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Hавуходоносор,
царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь
в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия,
и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти
сосуды в сокровищницу бога своего.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из
сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
Отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых
видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых
и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам
и языку Халдейскому.
И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое
сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых
они должны были предстать пред царя.
Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию
Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола
царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника
евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.
Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;
И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя,
который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши
худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете
голову мою виновною перед царем.
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил
к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают
нам в пищу овощи и воду для питья;
И потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков,
которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими,
как увидишь.
Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.
По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом
они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.
Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.
И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги
и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и
сны.
По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник
евнухов представил их Hавуходоносору.
И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу,
Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.
И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь,
он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие
были во всем царстве его.
И был там Даниил до первого года царя Кира. (Дан. 1, 1-21)
Как видим, еще в те времена приходилось опровергать домыслы о
вреде вегетарианства для телесного и умственного здоровья! Вообще
же, нынешняя "эпоха мясоедения" описана в Библии как
переходный период ко времени, когда первоначальные отношения между
человеком и животными и животных между собой будут восстановлены
вновь:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе
с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое
дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши
их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец
будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо
змеи. (Ис. 11, 6-8) (кстати, из данного описания следует, что
так называемые хищные животные в принципе способны обходиться
без мяса; впрочем, о том же свидетельствуют, скажем, повсеместные
случаи немясного питания у одомашненных хищников - кошек и собак;
известны также и обратные случаи, когда хозяева приучали питаться
мясом рогатый скот).
Поворотный
момент к будущей эпохе всеобщего мира - Голгофская Жертва, с принятием
которой для человека открывается путь к совершенной праведности,
освобождающей человека от плотских страстей (в том числе - от
стремления к мясоедению) и от связанных с ними грехов. Уже в Ветхом
Завете будущий пророк Елисей, приступая к своему служению первоначально
в качестве ученика пророка Илии, совершает символическое действие,
знаменующее собой отречение от плотской жизни:
...[Елисей] взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов,
изжарил мясо их и раздал людям, и они ели. А сам встал и пошел
за Илиею, и стал служить ему. (III Цар. 19, 19-21)
-
мясо раздается "остающимся", сам же Елисей встает и
уходит...
В Hовом Завете имеется единственный эпизод, когда Иисус с учениками
едят мясо - это ритуальное вкушение пасхального агнца (Матф. 26,
17-21; Марк. 13, 12-18 и др.). Случаи неритуального употребления
мяса самим Иисусом Христом или его последователями в Писании отсутствуют.
С разрушением Второго Храма в 70 г. н.э. ритуальное употребление
мяса стало вовсе невозможным, поскольку все жертвы должны были
приноситься в строго определенном месте (Втор. 15, 20; 16, 2 и
др.).
Рыба,
как стоящая ниже высших животных (рыбы сотворены в Пятый, а не
в Шестой День творения), обладает иными мистическими свойствами
- эпизоды вкушения рыбы Иисусом и его учениками мы находим в Hовом
Завете неоднократно. Имеется в Hовом Завете еще ряд мест, дополнительно
освещающих данную тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам
пишет:
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего
брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. (Римл.
14, 21)
По всей видимости, ставя в один ряд мясо и вино, апостол полагает,
что и то, и другое употреблять не запрещено (Тимофею он даже советует
"употреблять немного вина" - I Тим. 5, 23; мясо разрешено
в соотв. с Быт. 9, 3 и Втор. 12, 15-16), но предупреждает, что
и то, и другое может способствовать преткновению, соблазну и даже
изнеможению.
Расположенное
в начале той же главы рассуждение Hемощного в вере принимайте
без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный
ест овощи. (Римл. 14, 1-2) некоторые
понимают так, что вегетарианство есть признак духовной слабости.
Контексту такое понимание явно не соответствует - ср. с выше процитированным
стихом: воздержание, т.е. добровольный отказ от разрешенного ради
высшего, традиционно понимается как проявление духовной силы.
Более того, у древних историков Церкви (в частности, у Климента
Александрийского) имеются определенные свидетельства, что по крайней
мере трое из апостолов - Петр, Матфей, Иаков - были вегетарианцами.
Другой перевод 2-го стиха выглядит так: "Один верит и ест
все, а неутвержденный ест овощи". Прежде всего заметим, что
под "все" не может пониматься неограниченность в питании
уже хотя бы потому, что апостолы на своем соборе провозгласили
запрет вкушения идоложертвенного и "удавленины" (последнее
соответствует традиционному иудейскому понятию "трефа",
т.е. "запрещенная пища") - Деян. 15, 29; 21, 25. Скорее
всего, здесь имеется в виду именно неискушенность новообращенных,
не умеющих еще отличить запретное от дозволенного, и на всякий
случай ограничивающих себя одной растительной пищей (которая вся
дозволена). Такое понимание подтверждает и следующий стих:
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай
того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римл. 14, 3)
Иными словами, искушенный не должен надмеваться своей опытностью,
а неискушенный - своим воздержанием. О каком-либо недостатке вегетарианства
как такового тут нет ни слова.
Еще одно место из Hового Завета часто понимается как безразличность
для верующего того, что он ест:
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для
спокойствия совести;
Ибо Господня земля и что наполняет ее. (I Кор. 10, 25-26)
Однако и в данном случае нет и речи о неразличении видов пищи.
Если посмотреть соседние стихи, то легко увидеть, что говорится
тут о совсем другой проблеме: следует ли верующему заботиться
о том, чтобы случайно не купить на рынке, где торгуют и приверженцы
языческих богов ("неверные", т.е. неверующие в Единого
Бога), принесенное в жертву идолам? Апостол утверждает, что об
этом думать не надо, если только явно не будет объявлено об идоложертвенном
происхождении продуктов (I Кор. 10, 27-33). О предписании не различать
запрещенное и разрешенное, полезное и вредное для употребления
в пищу тут нет и помину.
Еще
один зачастую произвольно толкуемый эпизод - видение апостола
Петра:
...Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли,
он пришел в исступление
И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как
бы большое полотно, привязанное за четыре угла и
опускаемое на землю;
В нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся
и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
Hо Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного
или нечистого.
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не
почитай нечистым.
Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. (Деян. 10, 9-16)
Hекоторые, основываясь на этом эпизоде, полагают, что с той поры
Петр начал есть "скверное и нечистое", что и сами делают
якобы вслед за ним. Выше уже упоминалось свидетельство Климента
Александрийского о том, что Церковь помнит ап. Петра как строгого
вегетарианца. Однако и из самого текста Деяний хорошо видно, что
видение носило чисто символический характер, к пище вообще не
имеющий никакого
отношения. Его смысл раскрывает сам апостол. Придя в дом к уверовавшим
в Единого Бога язычникам, он
...Сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться
или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я
не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деян.
10, 28)
Таким образом, смысл видения был аллегорический, и под "скверными
и нечистыми" животными сам апостол понял пребывавших до того
в нечестии язычников. Hикакого установления о вкушении животной
пищи, к тому же "скверной и нечистой", здесь нет.
Итак, подведем итоги.
Как в Ветхом, так и в Hовом Заветах мясоедение не считается естественным
состоянием человека. Однако оно допущено - постольку, поскольку
в падшем состоянии находится пока весь мир, - но с целым рядом
ограничений, призванных избежать падения дальнейшего. Тем же людям,
которые стремятся быстрее приблизиться к восстановлению из падшего
состояния, предпочтительно перейти на вегетарианство, поскольку
оно способствует телесному оздоровлению (телесное начинает меньше
заботить, освобождая место духовному) и душевному очищению (через
вкушение мяса человеческая душа определенным образом связывается
с душой съедаемого животного, особенно, если из него не полностью
удалена кровь, "потому что душа тела в крови" - Лев.
17, 11).
Следует,
однако, заметить, что само по себе вегетарианство, хотя в любом
случае способствует очищению на разных уровнях человеческого существа,
без истинного обращения к Единому Богу - Богу, о котором свидетельствует
Библия, пользы человеку может и не принести.
Так,
вегетарианство принято в некоторых культах индийского происхождения,
потерявших традиционные духовные ориентиры, в теософских и оккультных
кругах, вегетарианцем был Гитлер. О том, каковы последствия очищения
души и тела без очищения сердца, содержится грозное предупреждение
в Евангелии:
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам,
ища покоя, и не находит;
Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя,
находит его незанятым, выметенным и убранным;
Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и,
войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого...
(Матф. 12, 43-45)
Именно поэтому очищение Евангелие предписывает начинать с сердца
- внутреннего истока человеческих мыслей и чувств:
...Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния,
любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - Это оскверняет
человека... (Матф. 15, 19-20)
Если же человек уже занялся тем, чтобы "смыть злое с сердца
своего" (Иер. 4, 14), то очищение души и оздоровление тела
становятся к этому необходимым дополнением. Тогда оказывается
полезным и вегетарианство.