Вегетарианство:
Красота и Доброта
ВЕГЕТАРИАНСТВО
И КРАСОТА
Наиболее
совершенные образцы стройности человеческого тела встречаются
только между такими племенами, которые не едят мяса и ведут
воздержанную жизнь.Грэхэм
Когда
европейцы открыли на одном из небольших островов Филиппинского
архипелага племя, находившееся по уровню развития в каменном веке,
то были поражены здоровым и моложавым видом этих людей: стройные
фигуры, сохранившиеся в старости зубы, отсутствие болезней. Этим
людям было неизвестно применение огня, они не умели изготавливать
орудия из металла, а, следовательно, не могли убивать животных
и жарить их мясо. Это были настоящие вегетарианцы-сыроеды. Европейцы
быстро приобщили их к достижениям цивилизации, дали оружие, научили
пользоваться огнем. Представители племени стали употреблять в
пищу мясо, а через некоторое время - страдать от тучности и болезней.
Эти факты не требуют комментариев.
Понятие
красоты всегда связывалось в нашем представлении со здоровьем
и стройностью фигуры. Идеал красоты в античности - это в первую
очередь гармоничное тело. Красота стройного человеческого тела,
запечатленная на картинах великих художников Джорджоне и Боттичелли,
пленяет нас. Ренессанс в изобразительном искусстве отличало воспевание
обнаженного тела. Именно оно, а не лицо, его выражение, в центре
внимания художника. Культ прекрасного тела в работах художников
Возрождения ощущается прежде всего в композиции картины. Например,
композиционным центром картины "Спящая Венера" Джорджоне
оказывается не лицо молодой женщины, а ее прекрасная фигура.
Этой
красотой человек может быть награжден природой. Но красоту может
дать человеку и образ жизни. И не последняя роль здесь отводится
вегетарианству, которое предлагает человеку естественный для него
способ питания.
В
самом деле, насколько привлекательны энергичные, подвижные, жизнерадостные
люди, не страдающие от недугов. А ведь именно растительная пища
дает человеку энергию и бодрость. Привлекательность хочется сохранить
как можно дольше: долголетие, к которому ведет вегетарианство,
означает также и сохранение физической привлекательности.
Есть,
однако, и еще один вид красоты, которая привлекала великих художников:
Эль Греко, Рублева, Феофана Грека. Это - внутренняя красота человека,
отражение ее в выражении лица, в жестах. В своих работах эти художники
стремились перевести на язык изобразительного искусства душевное
состояние человека, его внутренние характеристики. Задача художников
была парадоксальной - передать через видимое глазу то, что нельзя
увидеть. В творениях этих мастеров представали люди, не пленявшие
красотой линий тела, а, наоборот, с нарушенными пропорциями тела:
фигуры вытягивались вверх, лица поражали худобой. Но эти лица
или горели экстазом, который подчеркивали жесты; или светились
глубокой добротой, а поза выражала кротость, душевный покой. Это
совсем иная красота: лишенная совершенных пропорций и линий, она
может покорять сильнее, чем внешнее совершенство, ведь она тесно
связана с добротой, благородством, духовностью человека. Вот об
этих человеческих качествах, приводящих людей к вегетарианству,
и пойдет речь в следующем разделе.
ВЕГЕТАРИАНСТВО
И ДОБРОТА
Сострадание
к животным так тесно связано с добротой характера, что можно
с уверенностью утверждать, что тот не может быть добрым человеком,
кто жесток с животными. Шопенгауэр
Люди,
будьте гуманны! Это ваш первый долг. К чему вся ваша мудрость
без милосердия? Руссо
Слова
Ж.-Ж. Руссо о доброте как о первом долге человека отражают отношение
к этому качеству общества. Сторонники вегетарианства, например,
указывают, что воспитание доброты в человеке столь важно, что
нельзя оставлять без внимания один из путей ее достижения - вегетарианство.
Пифагор так выражал эту мысль: "Кто возмущается убийством
других созданий, как делом несправедливым и неестественным, тот
сочтет еще более беззаконным убивать человека или начинать войну".
Эту же мысль выразил в стихотворной форме Овидий, излагая учение
великого философа:
Люди!
Убить человека не трудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным блеяньям, режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти; кто птицу небесную бьет для забавы
Или, нарочно, - своею рукою вскормив, - пожирает!
Руссо,
как и другие вегетарианцы, был убежден, что питание мясом отражается
на характере человека: "Чрезвычайно важно не искажать природного
вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья,
то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось,
а достоверно, что большие охотники до мяса вообще бывают людьми
жестокосердными". И еще: "Дикари вообще жестоки, и эта
жестокость имеет своим источником не природу их, а пищу".
Эту
же мысль высказывал и философ античности Сенека: "Жестокость
неизбежно становится присущей человеку, лишь только он прибегает
к убийству ради удовлетворения похоти и обжорства".
Один
из основоположников морфологии и географии растений, русский ботаник-эволюционист
А.Н.Бекетов высшим проявлением человеческой природы называл гуманность
и считал главной , задачей человека освободиться от "давящей
его животности", а мешал этому, по его мнению, способ питания
современного человека - мясной пищей.
Многие
авторы работ по вегетарианству не только видели прямую связь между
питанием мясом и жестокостью, но также считали, что питание мясом
- причина агрессивности человека и источник войн. В качестве доказательства
они приводили изменения в характере животных, например медведей,
которые становились агрессивными, как только их начинали кормить
мясом.
Мысль
о связи насилия, войн с жестокостью по отношению к животным выразил
в поэтической форме английский поэт Д. Гей:
Покорная
овца безвинно умирала
На бойне под ножом кровавым мясника,
А стадо робкое безропотно стояло,
На смерть ужасную смотря издалека,
И очереди ждало.
Свирепый боров дикий мимо проходил
И злобно насмехался и дразнил
Дрожащее, беспомощное стадо:
"Вот, бьют вас, подлых трусов. Так и надо!
.............................................
Старик баран сказал: "Что лаешься напрасно?
Чем виноваты мы? Наш кроткий род таков,
Что нет у нас клыков,
Но мы пред нашей смертью лютой и ужасной
Глядим в глаза врагов
И знаем, умирая: в каждом злом деянье
Есть злу - возмездие, насилью - воздаянье;
На этих самых бойнях, где нас бьют,
В кровавых лоскутах бараньей кожи смрадной
Враги жестокие найдут
Орудья казни беспощадной.
Двух грозных мстителей людской природы всей:
Пергамент - для судебных кляузных писаний,
Раздоров, пререканий
И звонкий барабан, зовущий в "поле браней",
Ведущий в смертный бой озлобленных людей.
Давно сторицею отметили за барана -
Пергаменты и барабаны!
Доброе
отношение к животным, готовность ущемить себя, чтобы не причинять
страдания другому существу, возвышают человека. Если, действуя
гуманно по отношению к людям, человек еще может рассчитывать на
какую-то компенсацию своих добрых поступков, то доброта в отношении
животных - это чистый альтруизм, не ищущий награды. Этическое
вегетарианство приобщает человека к самой бескорыстной, самой
совершенной форме взаимоотношений с окружающим миром.
И.Л.
Медкова, Т.Н. Павлова