Солнечная энергия чудесных плодов.

Видел я, что многие исцелялись от своих недугов терпением и усердием, но не видел ни одного исцелившегося чревоугодника. (Из "Иноческого устава Св. Василия Великого")

"Имидж - ничто, жажда - все! Не дай себе засохнуть!" - этот опус, пожалуй, с полным правом можно считать неким "словесным слепком" с нашей действительности. А коли речь в данном материале пойдет о вопросах питания, то можно оставить в стороне теоретизирования по поводу проблем современного мировосприятия и рассмотреть данный слоган буквально. Что же входит в меню среднестатистического современного человека в возрасте "от 16 и старше"? Думается, что в него смело можно включать: картофель фри с жареными свиными ребрышками, двойной биг-мак, пиццу, сдобные будочки, гамбургеры, сосиски в тесте... Список в этом же духе можно продолжать достаточно долго. Если дело пойдет такими темпами, вскоре все человечество разделится на тех, кто это потребляет, и тех, кто пытается после подобного издевательства над собственным здоровьем нас вылечить. И, наверное, не случайно именно сейчас, когда "цивилизованный" мир замучила банальная проблема "избыточного веса" со всеми вытекающими последствиям, появилось множество школ и теорий в области здорового питания. Есть разработки абсолютно новаторские, но существуют и такие, которые основываются на вековых народных традициях, в общем-то весьма далеких от всего того, чем сейчас питается большинство из нас. Как ни странно, может быть, поэтому нам, избалованным копченостями и сдобной выпечкой, сладостями в неограниченном количестве и шипучими напитками, так трудно возвращаться к истокам.

Знаменателен тот факт, что в современном лексиконе напрочь отсутствует такое понятие, как "философия питания", мы употребляем термин "наука о вкусной и здоровой пище", где в качестве прикладного практического пособия существуют бесконечные таблицы расчетов калорийности того или иного блюда. А ведь предки наши были куда мудрее.

Каковы же обычаи русского народа как этноса со своими бытовыми и духовными традициями? В России испокон веков чтили опыт и обычаи прошлого. И в быту, в том числе при принятии пищи, следовали вековым канонам питания. По праву вершиной русской национальной кухни следует считать монастырскую трапезу. Философия питания, основанная на стремлении в первую очередь к духовному здоровью, является фундаментом такой кухни. Кушанья для монастырской братии готовились не с целью услады плоти путем приготовления изысканных блюд, а для насыщения, причем в первую очередь энергетического. Это очень важный момент, отражающий суть монастырской трапезы: пища служит для энергонасыщения, но никак не утробонасыщения.

Понятие пищи в монастырях на Руси основано на принципе системного воздержания в кушаньях и потреблении напитков. Русский стол делился на две части: скоромный, разрешающий все виды кушаний, и постный, различающийся разной степенью строгости. В православных монастырях жизнь строилась согласно "Иноческому уставу св. Василия Великого", который регламентировал внутренний распорядок жизни монастырской общины. Чередование поста физического и духовных праздников создавало последовательность естественных процессов в жизни. Такой подход позволял соблюдать определенную меру: так, в быту совершенно непозволительно иметь полное своеволие плоти, так же как и не может быть постоянного томления духа. Сама психология поста очень благоприятна, потому что человек не просто голодает, а сдерживает плоть во имя своего же здоровья, как физического, так и, в первую очередь, духовного...

Здесь важно отметить, что делается это не больными людьми и не ради исцеления; кроме того, во время поста человек не идет вразрез с общепринятыми нормами и не испытывает давления со стороны родственников, как это часто бывает с приверженцами той или иной системы оздоровления. Характерно, что люди, соблюдающие посты, практически не подвержены таким заболеваниям, как инфаркт и инсульт, - самым распространенным в наше время.

Знаменательно и то, что русская традиция питания отнюдь не идет вразрез с другими национальными кухнями или многими современными школами здорового питания. В частности, астрологическая медицина рассматривает живое растение как систему циркуляции энергии, где корням отводится стихия земли, стволу растения - стихия воды, листьям - стихия воздуха, плодам и семенам - стихия огня.

Основной пищей в монастырской кухне являются овощи, зерно, фрукты и орехи - плоды, несущие в себе энергию огня, - как самое ценное, что наилучшим образом насыщает организм человека энергией. Многие люди сейчас в качестве наиболее полезных с точки зрения питательности обычно рассматривают такие продукты, как мясо, рыба, яйца, хлеб. Это следствие распространившейся в начале века теории о калорийном насыщении организма. Поэтому для современного человека по меньшей мере странно звучит сама мысль о том, что все эти продукты, исходя из многовековой практики питания не только в монастырях, но и в семьях на Руси, на самом деле нужно рассматривать только в качестве приправы к основной, растительной пище. Л.Н.Гумилев в своей книге "Этногенез и Биосфера" говорит о том, что человек в своем общении с Природой получает три вида энергии: лучистую энергию Солнца, атомную энергию распада внутри Земли и космическую, исходящую от нашей Галактики. Что же, если не растения, наилучшим образом насыщает человека всеми тремя видами энергии?

Особенно важную роль здесь играют ягоды. Это обусловлено тем, что в ягодах есть большое количество зернышек, которые окружены питательным составом и кожицей, в которых присутствуют почти все органические вещества, содержащиеся в крови человека. Они обогащают кровь и в то же время очищают кровеносные сосуды. Таким образом, на организм человека сборы из витаминных ягодников действуют как энергонасыщающие системы. Они также выполняют важнейшую функцию очищения кишечника, как бы "выжигая" остатки пищи в его изгибах, являясь катализатором процесса пищеварения. Плохая перистальтика обрекает человека на систематическое энергетическое голодание, что, как считают монастырские целители, является причиной многочисленных заболеваний, очень точно определяя это как энергетическую катастрофу. Если тело человека рассматривать с технократической точки зрения как машину по переработке продуктов, то плоды можно смело называть "топливом", которое нужно уметь дозированно подавать в "котел".

Сейчас существует определенная проблема в том, что официальная медицина не владеет методикой комплексного применения ягодников как системы очистки крови. Для этого практикуется такой метод, как переливание, для чего в США, например, используют кровь свиней и так называемую "голубую" синтетическую кровь. Это чревато осложнениями, а ведь в Природе существует такое чудо, как ягоды.

К сожалению, ягоды в свежем виде доступны далеко не круглый год. Время плодоношения многих кустарников достаточно коротко. Месяц, от силы два. В монастырских общинах, зная о целительных свойствах плодов, разработали способ заготовки ягод впрок. Кстати, замораживание, которое так популярно сейчас, уничтожает почти все питательные вещества, необходимые организму. А метод сушки, наиболее часто использовавшийся на Руси, максимально сохраняет клетку ягоды живой, в ней происходит процесс трансформации структуры воды. В частности, в кожице накапливается необходимое для человека вещество - кальцекс, происходит преобразование кислот. Веками отрабатывались оптимальные способы сушки, при которых высушенные плоды должны содержать 12-15% влажности. Это сохраняет зерно даже в самые сильные морозы, когда излишки влаги могут стать губительными.

Рассказывая о чудесных монастырских витаминных сборах, нельзя не упомянуть о видах растений, идущих на заготовку. "Витаминными королями" можно назвать шиповник, смородину и малину. Нельзя забывать также и о бурейнской калине, невежинской и ликерной рябине, лимоннике, барбарисе, жимолости. И, как ни странно, наиболее ценными считаются дикие и полудикие сорта ягод, в которых селекция, гоняясь за внешним качеством, не уничтожила наиболее важные ее свойства.

Традиции монастырских садов не забыты и сейчас. Уже более 25 лет занимается лечебным садоводством Георгий Ильич Соглаев, управляющий православной общиной "Монастырский сад". Он занимается выращиванием и испытанием плодово-ягодных культур с точки зрения их оздоровительного эффекта и разработкой новых чудодейственных сборов, которые с успехом используются в военных госпиталях г. Москвы.

Отрадно то, что сейчас прослеживаются тенденции возврата к естественным началам питания, разумный подход к пониманию природных процессов, неотъемлемой частью которых является человек. Конечно, употребление в пищу плодов в качестве основной пищи - не панацея от всех бед, но это, несомненно, поворот к здоровому образу жизни. Наверное, не стоит забывать замечательные слова, принадлежащие великому философу Фридриху Ницше: "Жизнь есть источник радости, но в ком говорит испорченный желудок - отец скорби, для того все источники отравлены".

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ НЕСКОЛЬКО РЕЦЕПТОВ МОНАСТЫРСКОЙ КУХНИ

ЩИ ВАЛААМСКИЕ

Капусту, лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушить при добавлении воды. Отдельно варить мелко нашинкованные грибы. Вынуть грибы из бульона и слегка обжарить.

Когда капуста упарилась, добавить поджаренной до коричневого цвета муки.

В бульон от грибов добавить все компоненты, свежую зелень, сметану.

Щи на небольшом огне прогревать, не доводя до кипения, чтобы содержимое пропитать грибным и капустным духом.

На 1 кг капусты: 2 луковицы, 2 лавровых листа, корень и 4 листика петрушки, 8 горошин крупного черного перца, 500 г грибов, 1 ст. ложка муки, 2 ст. ложки сметаны и зелени по вкусу.

СБИТЕНЬ МОНАСТЫРСКИЙ

В 1 литре воды растворить 150 г меда и добавить пряности (гвоздику, корицу, кардамон, имбирь). Все это прокипятить 5-10 минут, снимая пену. Через полчаса напиток процедить и пить горячим.

СКИТСКАЯ КАША

Взять смесь круп, среди которых одна должна быть цельная, а другие дробленые. Натереть на крупной терке овощи не менее двух видов, из расчета стакан крупы на стакан овощей. На дно посуды уложить треть овощей, на них слой крупы, затем снова слой овощей и так далее, чтобы получилось три слоя. Залить все горячей подсоленной водой так, чтобы верхний слой был закрыт. Поставить в разогретую печь на 10 мин., подавать на стол со сметаной.

ФРУКТЫ, КОНСЕРВИРОВАННЫЕ В МЕДУ

2 кг меда размешать в 100 г молока, смешанного со взбитым в крепкую пену 1 белком. Смесь поставить на слабый огонь и кипятить, снимая пену. Потом сварить сироп и еще горячим заливать уложенные в банки фрукты. Сироп готовят следующим образом: 1 кг проваренного меда разводят в 1 литре воды. Банки закрыть плотной бумагой и обвязать шпагатом.

Наталья Сёмина /журнал "Путь к себе", Россия, 1997 г./

 
 
Hosted by uCoz