Биоэтика
как научное и философское понятие. (введение)
Любовь
не только к одному человечеству, но и ко всему живому... вот
высшее проявление этого благородного атрибута нравственно развитого
человека - гуманности.
/А. Н. Бекетов/
Понятие
биоэтики
Биоэтика понимается
как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к
различным живым формам. Само слово "этика" определяется
как ответственность человека перед окружающими; таким образом,
биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по
отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной
стороны поведения человека.
Понятие "биоэтика"
возникло недавно, несколько десятилетий назад, однако, за это
время биоэтика сделала быстрые шаги вперед. В ряде стран имеются
центры по биоэтике; в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике.
Комитет с аналогичным названием открыт при Академии наук России.
Биоэтика
как наука
Биоэтика рассматривает
этичность поведения человека по отношению к животным; это направление
некоторые зарубежные авторы называют "биологическая"
биоэтика". Другое направление биоэтики - этика отношения
к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской
этикой - деонтологией. Медицинская биоэтика касается вопросов
биотехнологии, генной инженерии, отношения к пациентам; в первую
очередь, к беспомощным, к детям, когда люди становятся материалом
для наблюдений, экспериментов.
В данном пособии
рассматриваются проблемы биоэтики, относящейся к области взаимоотношений
человека и животных. Биоэтика касается всех областей использования
человеком животных: как источник питания, сырье для промышленности,
модель для медико-биологических исследований, объект для развлечений.
К области
биоэтики следует также отнести отношение человека к природной
среде - всем живым формам, растениям и простейшим животным.
Биоэтика
как мировоззрение
Термин "мировоззрение"
относится к области философии и означает отношение человека к
окружающему миру, его представление об окружающем мире и своем
месте в нем.
Так же, как
этика, которая не только рассматривает определенные явления как
наука, но и означает нравственное отношение к миру в целом, биоэтика
- это мировоззрение, это нравственное отношение к животным и другим
живым формам.
Вопрос о том,
что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно
решен сравнительно недавно. В течение многих веков парило мнение
о том, что только человек представляет ценность как живое существо
и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой
природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма
(от греческого слова "антропос" - человек).
Тем не менее,
протест лучшей части человечества против жестокого отношения к
животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце
XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть
свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность
своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд
на свой статус в окружающем мире.
Биоэтика
как учебный предмет в вузе
Важность и
актуальность проблем биоэтики стимулировали пересмотр программ
системы образования. Вопросы биоэтики включаются в школьные программы
и в программы специальных и высших учебных заведений.
Задача курса
биоэтики для вузов - не только ознакомить студентов с современными
этико-философскими концепциями, касающимися места и роли человека
в природе, но и способствовать формированию у молодого поколения
этичного отношения к окружающему миру живого. А это, в свою очередь,
поможет создать условия для превращения современного общества
в общество без насилия, взаимоотношения в котором опираются на
нравственные принципы. Другая задача курса - с помощью изменения
менталитета молодого поколения способствовать сохранению цивилизации
и жизни на планете, которая является единственной средой обитания
человека и других существ.
Т.
Н. Павлова. Биоэтика в высшей школе: Уч. пос. М.: МГАВМиБ им.
К. И. Скрябина, 1997 - 148 с.
Приведены
смысл понятия биоэтики, ее связь с другими областями человеческих
знаний, история развития и использование в деятельности человека.
Предназначено студентам вузов. Может также быть полезно широкому
кругу читателей.
Рецензент
И. Л. Медкова, чл.-корр. РАЕН.
Рекомендовано
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
заведений по специальности "Ветеринария".
Рекомендовано
учебно-методическим объединением университетов в качестве учебного
пособия для подготовки студентов естественно-научных, гуманитарных,
педагогических, технических и других специальностей.
©
Т. Н. Павлова. Московская государственная академия ветеринарной
медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина, 1997 г.