РИХАРД ВАГНЕР: АНРИ ЛИШТАНБЕРЖЕ - БИОГРАФИЯ
КОМПОЗИТОРА
/ОТРЫВОК/
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ РАСТИТЕЛЬНОЙ ПИЩИ.
Естественный
человек, невинный и счастливый, идеальный образ которого Вагнер
нарисовал когда-то в юном Зигфриде, теперь уже не представляется
ему с чертами красивого и сильного германца, всегда готового к
войне и к приключениям, воинственного ради удовольствия помериться
силами со своими соперниками и недоступного страху. Теперь очаровывает
его воображение индус первобытных времен — индус, смягченный умиротворяющей
религией: “Плодородная и щедрая природа сама предлагала им то,
что было нужно им для удовлетворения их жизненных нужд; созерцательная
жизнь, серьезное размышление могли привести этих людей, свободных
от всякой заботы о пище, к глубокой мысли об этом мире, где, как
показал им их долгий опыт, царствуют нужда, забота, жестокая необходимость
труда, а также распря и борьба за обладание материальными благами.
Брамину, исполненному того чувства, что он, так сказать, был возвращен
к новой жизни, воин представлялся необходимым как охранитель внешней
безопасности и вследствие этого также — достойным жалости; зато
охотник внушал ему глубокий ужас, а истязатель домашних животных
казался ему совсем непонятным”. Эти люди с такими кроткими нравами
умели, однако, при случае доказать несравненную силу своего духа:
никакая пытка, никакое обещание никогда не могли заставить их
отречься от их религиозных убеждений, и Вагнер с удивлением приводит
историю трех миллионов индусов, позволивших себе во время голода,
устроенного англичанами-спекулянтами, скорее умереть голодной
смертью, чем дотронуться до своих домашних животных. Но первобытный
человек, кроткий вегетарианец, отказавшийся пролить кровь своих
ближних и своих меньших братьев-животных, мало-помалу, под давлением
внешних условий, вырождается. Занесенный во время своих переселений
в менее щедрый климат, он, во избежание голода, становится охотником
и плотоядным; он привыкает питаться мясом домашних животных. Так,
с первых времен истории мы видим, как он превращается в хищное,
кровожадное животное и, в конце концов, находит удовольствие в
умерщвлении не только ради удовлетворения голода, но ради самого
удовольствия умерщвления. Это хищное животное завоевывает обширные
пространства земли, порабощает плодоядные племена, рядом войн
основывает большие государства, диктует законы и создает цивилизации
— для того, чтобы спокойно пользоваться своей добычей. Теперь
оно более опасно и более кровожадно, чем когда-либо; оно ужасным
образом усовершенствовало снаряды истребления, истощает себя на
бесполезные вооружения и живет в состоянии “вооруженного мира”,
периодически прерываемого страшными кровопролитиями. Потом рядом
с хищным человеком-воином, с веками, развивается хищный человек-спекулянт,
столь же страшный и такой же убийца, хотя менее храбрый, чем первый,
и опустошительное действие его беспрестанно совершается среди
народной массы, которую он обрекает на нищету и разрушение. Но
так как хищный человек владеет миром так, как в лесу свирепствует
лютый зверь, то он и вырождается, как последний. “Равно как хищный
зверь не процветает, — говорит Вагнер, — так, видим мы, и хищный
человек-победитель медленно чахнет. Вследствие употребления противоестественной
пищи он становится жертвою болезней, обнаруживающихся только у
него, и никогда уже не достигает нормального конца своих дней
и сладкой смерти: под тяжестью только ему одному известных страданий
и пыток, которые терзают как тело его, так и душу, он спешит через
жизнь тщетных волнений к всегда ужасному концу”.
Но как первобытный
человек, помещенный в неблагоприятные условия, вынужден был переменить
растительную пищу на мясную, так, когда он осознает свое жалкое
положение и научится признавать все страдания людей и животных
за свои страдания, он может усилием воли возвратиться к исключительно
растительной пище. Только при таком условии он может надеяться
на возрождение. Но он не должен позволять себе опускать руки при
какой бы то ни было трудности практического характера в этом предприятии.
Вагнер считает экспериментально доказанной истиной то, что человек
может приспособляться к вегетарианскому режиму под всеми широтами,
хотя, не колеблясь, заявляет, что если бы явилась необходимость
в употреблении мясной пищи в северных странах, то высшие племена
должны бы были систематически переселяться в страны, более одаренные
солнцем. Отныне он смотрит на вегетарианские лиги, на общества
покровительства животным и на общества трезвости, которые стремятся
освободить человека от гнусной тирании алкоголя, как на спасительные
учреждения. Когда эти слабые, презираемые и несколько смешные
в настоящее время общества больше проникнутся сознанием той цели,
которую они преследуют, и покажут себя публике уже не скромными
проповедниками посредственной, утилитарной мысли, но миссионерами
учения о возрождении, они могут сделаться сильным орудием искупления
нынешнего мира.
Оригинал
находится по адресу: http://wagner.newmail.ru/books/lishtan/lishtan19.htm