Диета
для новой Америки.
Политика
государства в области питания определяет состояние здоровья нации.
Одному
человеку, прожившему долгую и благополучную жизнь, после смерти
Господь решил показать Ад и Рай. Сначала он привел человека в
комнату, где вокруг огромного котла с похлебкой сидели люди. У
каждого из них в руках была ложка, длина которой была достаточна,
чтобы спокойно дотянуться до котла, но слишком велика для того,
чтобы люди могли попасть себе в рот. Они были страшно голодны
и доведены до полного отчаяния. Потом Господь повел человека в
Рай. В точно такой же комнате с котлом посередине, с длинными
ложками в руках, сидели люди. Но все они были сыты, веселы и довольны.
'Я не понимаю, в чем разница, - сказал человек. - В одних и тех
же условиях одни люди страдают, а другие совершенно счастливы!'
Господь улыбнулся: 'Все дело в том, что во второй комнате люди
научились кормить друг друга'.
Эту
притчу Джон Роббинс использует для иллюстрации основной идеи своей
книги 'Диета для новой Америки'. По его мнению, жизнь каждого
из нас в отдельности и общества в целом определяется тем, чем
мы питаемся. От того, насколько люди смогут осознать ценность
естественных природных богаств и разумно распорядиться ими, зависит
благополучие и процветание всего человечества. 'Мало кому приходит
в голову, - пишет Джон, - что с помощью питания можно реализовать
мечту о гармоничном и счастливом обществе. Многие даже не подозревают,
какую огромную роль в их жизни играет то, что они едят. Я благодарен
мороженому 'Баскин-Роббинс'. Глядя на то, как люди, поглощавшие
его в огромных количествах, становились рыхлыми и обрюзгшими,
я понял, как на самом деле должен питаться человек, если он хочет
быть здоровым и счастливым!'.
Джон
родился в семье, которая занимала одно из ведущих мест в американской
индустрии питания. С детства его готовили к тому, чтобы унаследовать
и возглавить всемирно известную компанию по производству мороженого.
Даже бассейн в форме конуса мороженого, украшавший двор дома его
родителей, казался Джону символом успеха, который ожидал его на
этом поприще. Принадлежность к высшему сословию американского
общества диктовала жесткие правила образа жизни и поведения. Люди
этого круга были изолированы от других, деньги и забота о собственном
благополучии подчиняли их себе, ограничивая внутреннюю свободу.
Со временем Джон начал чувствовать себя заложником этом системы.
Уготованный ему имидж преуспевающего бизнесмена тяготил его, богатство
не приносило ощущения счастья.
Кроме
того, поскольку продукты питания были основой семейного бизнеса,
Джон начал задумываться о том, каким образом еда влияет на жизнь
и здоровье человека. По его наблюдениям, оказалось, что вкусное
мороженое, которое производил его отец, вовсе не является полезным
продуктом. Он заметил также, что люди его круга вели малоподвижный
образ жизни и при этом не ограничивали себя в еде, употребляя
много мяса и молочных продуктов. Они страдали от множества болезней,
им была свойственна агрессивность, апатия и полное безразличие
к тому, что лежало за пределами забот о собственном материальном
благополучии.
Джон
понял, что хочет жить совсем по-другому. Он отказался продолжать
дело отца и ушел из дома родителей вместе с женой и сыном. Сейчас
он живет в сельской местности, в доме, который построил своими
руками. Обстановка в нем очень простая, минимум необходимых вещей
- нет даже кофеварки, не говоря уже о микроволновой печи. В еде
тоже никаких излишеств: тарелка пророщенных зерен - одно из основных
блюд в семейном рационе.
Роббинс
считает, что люди выбирают те продукты питания, которые соответствуют
стереотипам, сложившимся в обществе. Эти стереотипы формируются
в результате политики государства, проводимой в области питания.
Политика определяется интересами бизнеса, то есть наибольшее развитие
получают те отрасли, которые приносят максимальные прибыли. Животноводство
и мясоперерабатывающая промышленность относятся к таким отраслям.
Поэтому в сознании людей целенаправленно утверждается мысль о
том, что мясо полезно и должно быть неотъемлемой составляющей
ежедневного рациона. Более того, во многих странах мясные блюда
стали своего рода престижем и символом достатка и благополучия.
Однако
результатом такой политики становится глобальное нездоровье людей.
Самые распространенные заболевания нашего столетия - инфаркты,
инсульты и многие другие - напрямую связаны с неправильным питанием.
'Мы не беспомощные жертвы этих недугов, - утверждает Джон, - а
сами выбираем их, не задумываясь о том, какой вред наносит нашему
организму то, что мы привыкли есть'. Так, например, такое распространенное
заболевание, как атеросклероз, долгое время было принято считать
старческой болезнью. Однако последние медицинские исследования
показали, что образованию склеротических уплотнений, нарушающих
работу кровеносных сосудов, способствует холестерин, который содержится
в мясе, рыбе и яйцах. Любое хирургическое вмешательство может
дать лишь временный эффект, так как устраняет последствия, а не
причины болезней, считает Роббинс. Кроме того, с мясом животных
в наш организм попадают различные отравляющие вещества. Это пестициды
и нитраты, которые используются для выращивания корма, и сильнейшие
антибиотики, применяющиеся для лечения скота.
Питание
оказывает сильное воздействие не только на физическое состояние
человека, но и на его сознание. 'С мясом животных люди, сами того
не зная, поглощают тот страх, ужас и боль, которые испытывают
живые существа на бойне', - говорит Роббинс. Биохимические вещества,
которые образуются в их организме в момент смерти, становятся
причиной подавленности, повышенной нервозности, недоброго отношения
друг к другу.
'Я
считаю, что питание должно приносить радость, быть праздником,
- пишет Джон. - Это возможно, если выбрать другую еду, которая
является источником счастья и здоровья, - еду без мяса'. Диета
для новой Америки, предлагаемая Роббинсом, направлена на полную
трансформацию общественных стереотипов питания.
Одна
из ее составляющих - здоровый образ жизни, основанный на растительной
пище. Болезней было бы гораздо меньше, если бы люди питались только
естественными, природными продуктами, считает Джон. По его мнению,
распространенное убеждение в том, что только в мясе содержатся
необходимые для организма человека питательные вещества, - всего
лишь 'протеиновый миф'. На самом деле содержащийся в большом количестве
в растительной пище, в частности в бобовых, белок прекрасно заменяет
животный, который необходим организму для построения клеток.
Если
правильное питание станет нормой в обществе, пишет Джон Роббинс,
то изменится и общественное сознание. Люди станут более открытыми
и любящими по отношению друг к другу, уйдет агрессивность и злость,
перестанет существовать проблема насилия. Конфликты и войны, причины
которых во многом связаны с психологией и уровнем развития сознания
людей, прекратятся. Жизнь в гармонии с самими собой, со своей
душой и окружающим миром станет естественной и нормальной для
каждого человека. Это и будет, по мнению Джона Роббинса, новой
Америкой - новым поколением людей с более совершенным сознанием
и высокой степенью нравственности и духовности.
Другой
составляющей идеи Джона Роббинса является мысль о том, как благодаря
изменению политики в области питания можно решить проблему голода
на планете, которая особенно актуальна для слаборазвитых стран.
Статистические исследования, проведенные им, показали, что численность
скота, живущего на Земле, достигает 1,28 миллиарда голов, а его
общий вес превышает вес всего населения людей. Он занимает около
24% площади планеты, и при этом огромное количество лесов постоянно
вырубается под пастбища, что оказывает негативное влияние на климат
Земли. Так, например, для того чтобы произвести один гамбургер,
сегодня в Латинской Америке уничтожается около шести квадратных
метров леса.
Количество
потребляемого скотом зерна достаточно для того, чтобы накормить
сотни миллионов людей. Джон считает, что если прекратить наращивание
поголовья скота и освободить гигантские площади от пастбищ, то
на этих землях можно вырастить необходимое количество здоровой
пищи, которая избавит человечество от проблемы нехватки еды. Другими
словами, из одного общего котла, данного нам природой, можно накормить
всех людей и сделать их здоровыми и счастливыми.
КОММЕНТАРИЙ
ТАТЬЯНЫ АБРАМОВОЙ:
Работая
над материалом, я задумалась о том, как формируется политика в
области питания в нашей стране. С одной стороны, очевидно, что
поскольку наши соотечественники страдают огромным количеством
болезней, а уровень смертности очень высок, эта политика не ставила
своей целью здоровье нации. Стереотип питания мясными и молочными
продуктами существует в нашем обществе точно так же, как и в Америке.
Но если в Америке уровень обеспеченности измеряется толщиной высококачественного
бифштекса, то в нашей стране - куском плохой вареной колбасы.
Джон Роббинс дважды приезжал в Россию и был в восторге от добродушия
и гостеприимства русских людей, но его испугал внешний вид и качество
их пищи.
С
другой стороны, мы долгое время существовали в условиях тоталитаризма,
когда целью государства было держать в беспрекословном подчинении
огромное число людей. Естественные желания и свобода людей подавлялись,
любые мысли и действия, не укладывавшиеся в рамки установленных
в обществе правил, преследовались законом, естественно, политика
в области питания отвечала государственным интересам. Потребление
мяса рождает в человеке такие качества, как страх, агрессия, притупленность
ощущений, инертность, невосприимчивость по отношению к окружающему
миру. Людьми, обладающими такими качествами, легко управлять,
и поэтому с помощью 'мясной' политики государство сознательно
воспитывало их.
А
что происходит сейчас? Свободы стадо больше, выросли запросы людей,
но похоже, что правительство по-прежнему не задумывается о здоровом
питании нации. Санкционированная им свобода рынка привела к тому,
что в страну хлынуло огромное количество продуктов из-за рубежа.
Реклама постоянно навязывает нам 'гамбургеры', 'сникерсы', 'марсы',
и мы покупаем все эти неизвестные для нас продукты, не задумываясь
о том, какие из них полезны, а какие несут явный вред. 'Западный'
стиль питания становится очень популярным среди людей, которые
могут позволить себе дорогие продукты, но по сути он означает
лишь полную неразборчивость в еде.
На
самом деле в западных странах к выбору питания люди подходят гораздо
более осознанно. Свидетельство тому, к примеру, тот факт, что
идеи вегетарианства и других систем естественного питания преподаются
в школе. А в нашей стране трудно всерьез говорить о переходе на
растительное питание хотя бы потому, что люди десятилетиями не
могут получить от государства участок земли в шесть соток. Решить
эту проблему можно только на государственном уровне.
Но,
похоже, в политике государства в области питания сейчас царит
такой же хаос, как и в коммерческих палатках и магазинах. Неужели,
избирая новый путь для страны, ее политики не задумывались о том,
что новой России нужна новая диета, которая способна оздоровить
нацию?
Ответ
на этот вопрос я попыталась задать в российском министерстве здравоохранения.
Рядовые служащие удивленно косились на меня, а советник министра,
ученый-биолог Николай Самко сказал мне, что с удовольствием ест
мясо и не согласен с утверждением, будто большинство болезней
происходит от неправильного питания. Тогда я попросила его помочь
мне встретиться с министром здравоохранения России Эдуардом Нечаевым.
Но оказалось, что Нечаев - человек в правительстве новый, работает
всего несколько месяцев, а потому отказывается от любых контактов
с журналистами, объясняя это тем, что хочет получше войти в курс
дел. Рискну высказать свое собственное мнение: вряд ли нового
министра сейчас всерьез волнует проблема нового питания для России.
Поэтому
было бы неплохо, если бы те идеи здорового питания, которые становятся
все более популярными в Америке, стали толчком к трансформации
общественного сознания в нашей стране. Если мы хотим выбраться
из трудной, безрадостной жизни, изменить себя и свою страну, стоит
начать с питания.
Татьяна
Абрамова /журнал "Путь к себе", Россия, 1993 г./